Тренинг-бутик
» » Сердце. Сердце внутри нас. Сердце в бизнесе, которым мы управляем, и в котором мы работаем


Сердце. Сердце внутри нас. Сердце в бизнесе, которым мы управляем, и в котором мы работаем

04.02.2013

Иногда бизнес компании все больше сближается в своих культурных основах с конфессиональной принадлежностью первого лица. Кроме мировоззрения, в культуру компании привносятся, а иногда и насаждаются духовные и религиозные ценности. Что дает бизнесу такой подход, когда ценности компании дополняются духовной практикой? Об этом размышляют Александр Сташенко и Людмила Чеглакова, бизнес-тренеры Бутика

— Что дает бизнесу приближение к догматам той или иной церкви?

Практика привнесения духовных и религиозных ценностей, традиций и ритуалов в бизнес существует не одно тысячелетие. Общение с владельцами бизнеса и топ‑менеджерами отчетливо подтверждает результативность таких усилий: повышение производительности труда (искренне верующие люди, как правило, честны и трудолюбивы); повышение лояльности персонала (за счет роста доверия среди тех, кому эти ценности близки); снижение коммуникативных издержек и многое другое.

Смущает только то, что этичность и законность таких действий вызывает большие сомнения. И если вопрос с законностью могут решить компетентные органы, опираясь на Федеральный закон N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», то вопрос этичности остается на совести руководства компании. А, как известно, корпоративная культура компании — это проекция культуры ее первого лица. Так что и религиозность, и совесть, и все другие качества руководства проецируются на сотрудников, у которых, в общем-то, есть выбор: работать им в этой компании или искать себе другое место. Некоторые, естественно, не могут так просто решиться сменить место работы, потому что жизненные обстоятельства не позволяют. Тогда эти сотрудники начинают имитировать религиозность, духовность — все то, чего от них просят. Корпоративный поход в церковь? Хорошо, сходим! Посетить эзотерический семинар? Не вопрос!

Федеральный закон N 125-ФЗ
Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания
5. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.
6. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом.

— То есть получается своего рода «соглашательство»? Это не так опасно в ситуации традиционных бизнес-ценностей. Но когда речь идет о компании, ценности которой заимствованы из религии или имеют духовный характер, речь может идти об огромном диссонансе между реальными этическими нормами сотрудника и его вынужденным поведением на работе.

Как правило, в бытовом сознании в теистических религиях (то есть религиях, в которых есть бог или некий пантеон богов) существует разделение на добро и зло, на добродетель и грех, на то, что есть нечто высшее, чистое, небесное и низшее, греховное, земное. Соответственно, человек начинает воспринимать себя, как грешника, а что-то или кого-то – как носителя высшего и духовного. Тогда человек начинает слушать и слушаться, причем не самого себя и своих ценностей, а кого-то другого. Того, кто пишет священные тексты, того, кто интерпретирует и растолковывает закон; того, кто издает приказы и распоряжения… И все бы ничего, но при этом часто человек снимает с себя ответственность, «выключает» осозанность, и начинает механически исполнять распоряжения и делать работу, писать два варианта бизнес плана (как требуют «наверх» и для себя, чтоб понятно было), участвовать в комитетах по этике и разборах провинившихся на  собраниях трудового коллектива. В общем, отказывается полностью  или переносит серьезную внутреннюю работу на кого-то другого.

Понятно, что у каждого свой уровень развития, и для кого-то перестать носить в дом канцелярские товары из офиса или перестать пьянствовать из страха перед карой божьей (или начальника) – уже большой и значимый шаг. Но для многих идея о том, «что мы несовершенны», является одновременно и спасительным оправданием собственного бездействия — все равно несовершенны, чего уж тут сделаешь, напрягаться бесполезно… Идея самодура-начальника, «заставляющего» на работе соблюдать обязательные ритуалы и придерживаться надуманных (чуждых) принципов, служит способом отказаться от собственного выбора и принятия решения по трудным вопросам: «это не я так решил, у нас так требуют», «наверху так решили, а куда нам деваться?»

Все чаще в бизнес-среде речь заходит о первичности общечеловеческих, культурных и духовных ценностей перед материальными, «бизнесовыми». И если выбор компании, разделяющей такой пласт ценностей, сделан сотрудником осознанно — это путь к целостному развитию человека внутри компании, вместе с ней, к максимальной вовлеченности в деятельность, высокой мотивации и личной ответственности за результат работы всего коллектива.

— Можно ли серьезно говорить о духовном развитии вне религиозного контекста? Будет ли продуктивным считать только себя самого ответственным за свою жизнь?

Первое, что стоит понять – это то, что мы настолько пропитаны духом, текстами и контекстами авраамических религий (христианства, ислама и иудаизма — религий, восходящих к патриарху Аврааму и признающих в той или иной мере Священное писание), что нам требуется определенное усилие, чтобы мыслить в ясности. «Не получилось, ну и бог с ним…» — привычная фраза для многих. «А кто из нас не без греха?» — вот еще один расхожий штамп, и таких примеров – сотни. Поэтому нам может быть очень сложно воспринять идею о том, что нет никого, кроме нас самих, и что если мы не договоримся, и сами не сделаем свой мир лучше, то никто для нас ничего не сделает.

А еще сложнее – договориться о том, то мы все, в принципе, говорим и думаем об одном и том же. И это действительно так, потому что сердце у нас устроено одинаково, и оно одинаково реагирует на боль и страдание другого человека. Только мы часто сразу же прикрепляем к этому соответствующий своей картине мира ярлык: «Жаль беднягу», «Бог терпел и нам велел» или что-нибудь типа «Значит карма у него такая». Иногда помогаем, иногда проходим мимо — спокойно или не совсем спокойно.

Вот здесь-то и находится самое главное: на самом деле, мы никогда не пройдем спокойно мимо чужой боли или страдания, мы никогда спокойно не обманем клиента, мы никогда спокойно не уклонимся от нарушения партнерских обязательств, мы никогда спокойно не допустим плохо сделанной работы. Сделать это нам не позволяет наше сердце (или наша совесть) — лучший инструмент самооценки из всего того, что мы имеем.

— Вокруг достаточно примеров, когда проходят, обманывают, уклоняются допускают.

Это то, что мы вполне можем сделать —разделить голову и сердце, заглушить голос сердца или попробовать «договориться». Но самое смешное, что договориться с самим собой, со своим сердцем не удается, и тогда остается единственное — положиться на ум и заглушить голос сердца. Заглушить разными идеями, оправданиями или даже религией, бывает и такое.

Сердце. Сердце внутри нас. Сердце в бизнесе, которым мы управляем, и в котором мы работаем.

— Как можно услышать сердце в бизнесе?

Очень просто: на языке корпоративной культуры это то, что называется открытость, искренность, подлинность, доверие. Мы открываемся тем, кто слышит свое сердце, мы доверяем тем, кто искренен с самим собой и с другими, кто не подведет и не обманет. Вот это, на наш взгляд, и есть настоящая ре-лигия (в переводе с латыни – со-единение), то, что связывает людей крепче всего – открытые друг другу сердца.

Есть ли подобные примеры в бизнесе?

Конечно. Правда, доверительные отношения складываются не всегда, не со всеми. Но если они есть, то каким образом можно расширить влияние сердца на бизнес — это решать только вам и вашим партнерам.

Александр Сташенко
Людмила Чеглакова

 

Материал опубликова в журнале Business Excellence (январь 2013) be_01_2013.pdf