Тренинг-бутик
» » В поисках настоящего лидера


В поисках настоящего лидера

25.12.2012

Порой приходится наблюдать поразительное различие в том, как лидерство в компании может восприниматься сотрудниками. Причем в честном, открытом разговоре тренера и сотрудников картина становится черно-белой, практически без полутонов — в реальности лидерство или есть или его нет. Почти как у Булгакова про осетрину.

Андрей Михалыч и джипы: невыдуманные истории из практики

Представьте себе: идет тренинг с сотрудниками компании, дело доходит до темы корпоративной культуры. Разбираем базовую модель: представления, нормы, правила и все, что положено в этом разделе. Сотрудники, видя слайд с «транслируемой» им ценностью «Честность и порядочность», начинают странно хихикать и переглядываться. Потом наиболее смелые задают вопрос: «А, может, вы лучше сначала поработаете с нашими топ-менеджерами?» И так повторяется каждый раз, на каждом последующем тренинге в этой компании. Реакция на слайд «Инициативность» тоже везде одинаковая: «Да что вы, какие рационализаторские предложения… У нас инициатива наказуема!»

Аналогичная тема тренинга и разговор о ценностях в другой компании. Воспринимается со- вершенно иначе. Люди говорят: «Да, порядочность — это наше, у нас руководитель такой. Инициативность? Конечно, мы постоянно обсуждаем с генеральным директором новые возможности. Без этого у нас не продвинешься».

В чем же разница? Почему люди воспринимают своих руководителей настолько по-разному? Одна бригада, рассказывая об аварии на нефтепроводе, говорит (дословно): «Ну, нефть вытекла, все залило метров на 200. Мы быстро сами справились, действовали как положено по инструкции. А потом приехали «джипы» и, не разбираясь, давай орать на нас…»

А на другом промысле, за 300 км от первого, рабочие рассказали о похожей ситуации вот как: «Андрей Михалыч приехал, быстро глянул на все, и молча первым пошел. Страшно, конечно, но мы за ним…». Вот такие дела, одного руководителя люди зовут по имени-отчеству, а других просто и коротко — «джипы».

Поиски ключевого слова

Наши попытки понять со слушателями на тренингах, по какому параметру руководители разных уровней делятся на две категории: лидер или нет — достаточно быстро привели к результату, который мы потом долго осмысляли. Разговоры шли примерно такие (все имена и фамилии, конечно, изменены):

Разговор 1

Тренер: Вот Михалыч ваш: почему вы за ним идете?
Участники: Ну, не знаем… Вроде, раз он идет, то и нам надо.
Тренер: То есть он, если говорит что-то, то и сам делает первый?
Участники: Да, Михалыч — настоящий. Сейчас таких мало уже…

Разговор 2

Тренер: А вот, скажите, Сердюков — он настоящий? Тренер: Да, конечно.
Тренер: И поэтому вы все с работы уходите в 10 часов вечера?
Участники: Да, если с ним работать, то только так, он у нас последний из офиса уходит.

После такого общения представляется генерал Николай Раевский, лично ведший солдат в бой в сражениях 1812 года. Еще вспоминаются капитаны кораблей, которые последними покидают судно. Общее у них то, что все они — настоящие. Много примеров «настоящих», или, как еще говорят, людей с большой буквы, мы находим в произведениях искусства. Капитан Олгрен и Кацумото в фильме «Последний самурай» — они настоящие? Спросите себя. Большинство ответит: «Несомненно».

В общем, то ключевое слово, которым в России определяется реальное лидерство, за которым стоит доверие и уважение к руководителю — это «настоящий», «подлинный». Антитеза ему: ненастоящий или фальшивый.

При чем оказалось, что «настоящесть» практически не зависит от того, что именно человек делает. В какой-то момент люди могут не до конца понимать его действия, но ему все равно доверяют. А вот что действительно важно — это чувство собственного достоинства и порядочность. Держит ли он свое слово? Отвечает ли он за свои поступки? Не расходятся ли у него слова с делом? Подлинность, настоящесть определяется в первую очередь тем, из какого стержня, из какой внутренней правды и целостности человек живет и действует.

В фокусе внимания — аутентичность

Что же такое — подлинность в человеке? Что это значит — быть настоящим? Можно ли такое состояние развить в себе? Могут ли коучи и бизнес-тренеры помочь руководителям стать более настоящими, стать реальными лидерами?

В российской бизнес-литературе оказалось немного полезной профессиональной информации по поводу «настоящести». Не исключаем, что многие размышления великих соотечественников собраны в русской классике, однако нас интересовал управленческий и психологический подход, и мы обратились в поисках к англоязычным источникам.

Искомое ключевое слово «настоящий» (синонимы: «истинный», «подлинный», «действительный») на английском звучит как real, genuine, true и authentic. На Западе оказалось достаточно большое количество книг и статей на эту тему. Интересно, что первые научно-исследовательские работы по аутентичному лидерству появились не так давно, в 2003 году, а началось все с книги Роберта Терри «Authentic Leadership: Courage in Action», изданной в 1993 году в Сан-Франциско. Эта тема бурно обсуждается на профессиональных форумах и в научных изданиях. Какова связь лидерства и потенциала человека? Как связаны лидерство и осознанность? При всей сложности вопроса сообщество единодушно в том, что аутентичность, подлинность не может быть разыграна как некое ролевое поведение, не может быть маской — невозможно быть подлинным наполовину.

Наше внимание привлекла, оказавшись близкой по духу и практически применимой, работа трех молодых исследователей: Кристофера Баана, Фила Лонга и Даны Перлмэн — под названием «The Lotus: a practice guide for authentic leadership toward sustainability» (2011 год). В ней нас буквально «зацепила» следующая фраза: We understand authenticity as being true, open and honest with who you are (Мы понимаем аутентичность так: быть искренним, открытым и честным с самим собой, то есть быть настоящим и подлинным).

Модель компетенций аутентичного лидера

модель компетенций аутентичного лидера

 

Баан, Лонг и Перлмэн создали свою модель после исследований поведения успешных лидеров, учитывая их восприятие окружающими. С лидерами бизнеса, общественными деятелями и экспертами, работающими с проблемами устойчивого развития, были проведены серии глубинных интервью, результаты которых были обобщены и проверены на точность исследовательских аналогий.

В модели компетенций аутентичного лидера акцент делается на внутренних качествах и компетенциях, а не на технологии действий или ситуативных факторах лидерства. В этом смысле подход аутентичного лидерства отличается от любых манипулятивных технологий, которые предполагают подстройку и моделирование внешних условий. Постоянно развивая в себе данный набор качеств и компетенций, аутентичный лидер сам примет решение о том что, когда, с кем и каким образом делать. Рассмотрим подробнее составляющие этой модели (оригинальные названия компетенций приводятся ниже в скобках).

Быть «здесь и сейчас» / быть в присутствии (Being Present)

Компетенция «быть здесь и сейчас» означает способность полностью осознавать и ощущать себя в настоящем времени и месте — физически, ментально, эмоционально и духовно. Это состояние подлинного присутствия одновременно предполагает глубокую связь с остальными, с окружающей средой и со всей текущей реальностью. Это состояние очень сильно резонирует с принципом гемба (место, где происходит реальное действие) из менеджмента кайдзен, который гласит: «если хотите принять решение, идите в гемба». То есть аутентичное лидерство — это постоянно нахождение в гемба. Или, можно сказать, что гемба есть там, где сейчас находится аутентичный лидер. Понятно, что в современном сложно устроенном бизнесе и подчиненные, то есть последователи аутентичного лидера, сами должны быть аутентичными, настоящими. Таким образом, подлинное присутствие создается повсюду участниками бизнес-событий, и повсюду творится реальное, настоящее действие, а не его имитация.

Приостановка и отпускание (Suspension & Letting Go)

Образно говоря, это способность нажимать самому себе на кнопку «Пауза», то есть активно и быстро переживать и наблюдать свои мысли, предположения, суждения, шаблоны, эмоции, такие как страх, замешательство, конфликт или желание, а затем воздерживаться от немедленной импульсивной реакции на ситуацию. Говоря на языке психофизиологии, эта способность предполагает полный сознательный контроль над инстинктивными паттернами поведения.

Намерение, согласованное с высшей целью (Intention Aligned with Higher Purpose)

Намерение, согласованное с высшей целью, является сонастройкой подлинной природы человека, его внутреннего резонанса со всем, что происходит в мире. Это относится к личным, профессиональным и духовным аспектам жизни. Баан, Лонг и Перлмэн цитируют высказывание автора книги «Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации» Питера Сенге: «Там, где ваши глубочайшие личные страсти и потребность мира сходятся в гармонии, там рождается возможность». Одной из высших целей аутентичного лидера является развитие своего окружения, своих последователей, поддержка в поиске их собственной аутентичности и создание сообществ и сетей взаимного развития.

Любовь и сострадание (Compassion)

Эта компетенция означает безусловное принятие и доброту ко всем измерениям самого себя и других, независимо от обстоятельств. Сострадание предполагает способность размышлять о себе и других без осуждения, но с признанием и доверием к тому, что все люди делают все возможное в конкретных ситуациях.

В некотором смысле это очень близко к взгляду «Y» на человека в известной модели «X — Y» Дугласа Макгрегора, то есть доверия к тому, что человек мотивирован к развитию, способен осознавать свое поведение и готов брать на себя ответственность.

Полная системная осознанность (Whole System Awareness)

Эта способность требует высокой лабильности нервной системы и дает возможность быстро переключаться между различными точками зрения, масштабами и мировоззрениями с тем, чтобы увидеть общую картину, все взаимосвязи в системе, а также возможность масштабирования вплоть до мелких деталей. Это не только когнитивное качество: лидер должен «чувствовать» всю систему, подобно тому, как опытный пилот чувствует свой самолет и состояние атмосферы, а опытный капитан спортивной команды оценивает состояние поля, чувствует настрой игроков, судей и всю игру целиком.

Полное самосознание (Whole Self-Awareness)

Это постоянный, непрерывный процесс обращения внимания на самого себя, сознательное и намеренное наблюдение различных измерений своей личности (в том числе физического, ментального, эмоционального и духовного). Это возможность наблюдать, как «я сам» думаю, соотношу с имеющимся опытом, чувствую, ощущаю и формирую суждения. Полное самосознание включает в себя и восприятие за пределами рационального ума, то, что называется шестым чувством или интуицией.

Личная сила (Personal Power)

Личная сила — это умение управлять своей персональной энергией и использовать ее на высшие цели и ценности, будучи полностью осведомленным, о своем влиянии на ситуацию. О профессиональном подходе к управлению своей жизненной энергией можно прочитать в книге Джима Лоэра и Тони Шварца «Жизнь на полной мощности» (2010 год).

Чувство юмора (Sense of Humour)

Способность иметь «легкое сердце», как еще называют это качество авторы модели, позволяет переживать спонтанные удовольствие, смех и радость, которые проявляются как высшая точка, кульминация деятельности и возникают из непосредственного живого опыта, мыслей и ощущений. Великий буддийский святой Шантидэва говорил: «... если я не совершаю дел, в самих себе несущих радость, то как я счастье обрету?» Ну и, конечно, чувство юмора относится к умению разряжать обстановку, тонко и элегантно шутить и создавать радостную атмосферу в коллективе.

Работа с парадоксами (Dealing with Paradoxes)

Это способность иметь дело с неоднозначностью в процессе групповых обсуждений, управлять противоположностями и удерживать несколько точек зрения. Она включает в себя возможность пребывать в условиях высокой неопределенности, риска и чувствовать себя комфортно в «не-знании». Собственно, развитая у человека префронтальная область коры головного мозга как раз и дает возможность жить и действовать в условиях неопределенности, и управлять тем, что мы не до конца знаем и понимаем.

 

«Наиболее очевидным и важным преимуществом пробужденного лидерства является то, что вы не должны думать, какую шляпу надеть в различных обстоятельствах, потому что вы всегда один и тот же: всегда подлинный, всегда настоящий… Если вы всегда говорите правду, вам не нужно помнить всю ранее сказанную ложь. Вы избавлены от сложности жонглирования разными поведенческими мячами, у вас есть только один мяч, который всегда в воздухе. Вы всегда тот же самый человек — у себя дома, на работе, в школе или в церкви… А остальные пусть постоянно занимаются калькуляцией — на кого и как произвести наилучшее впечатление».

Джоан Маркес «Пробудившийся лидер», глава «Одна шляпа» (2007 год)

 

Возможности развития аутентичности

Качества и способности, описанные в модели аутентичного лидерства, лежат во внутренних слоях компетенций, это не просто знания и навыки, и не просто система убеждений и ценностей. Это глубинный уровень — работа с внутренними мотивами и психофизиологией нервной системы. Но его тоже можно развивать.

В целом и в России и на Западе менеджеры по персоналу предпочитают отбирать людей по личностным параметрам, оставляя подобного рода развитие за рамками корпоративного обучения. Такой подход обоснован, поскольку затраты на личностный рост и развитие достаточно велики. Если же по заказу компании или самостоятельно человек решает развивать в себе глубинный уровень компетенций, это достигается специальными тренингами. По нашему опыту, первые положительные результаты начинают отмечаться через пару недель достаточно интенсивных занятий (около 40—60 минут в день).

Потребность в самосовершенствовании заложена в человеке, и многие лидеры реально и осознанно работают с собой в рамках данной модели. Ник Крейг из Authentic Leadership Institute (США) приводит примеры компаний, первые лица которых участвовали в программах по аутентичному лидерству. Вот небольшая часть этого списка: Xerox, Novartis, P&G, Starbucks, Palm, Infosys, IDEO — многие из них сегодня известны читателю как флагманы бизнеса, которые через своих работников и членов их семей вносят в мир высокие стандарты личностного развития и корпоративной социальной ответственности.

Литература:

1. Christopher Baan, Phil Long, Dana Pearlman, The Lotus: a practice guide for authentic leadership toward sustainability. — The Lotus (http://www.thelotus.info), 2011

2. Joan Marques, The Awakened Leader: One Simple Leadership Style That Works Every Time, Everywhere. — Personhood Press, 2007

3. Robert Terry, Authentic Leadership: Courage in Action. — Jossey-Bass, 1993

4. Лоэр Д., Шварц Т. Жизнь на полной мощности. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010

Александр Сташенко

 

Материал опубликован в журнале Business Excellence №9 2012 г

Скачать PDF be_09_2012.pdf